Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Эра большого передела

Эра большого передела

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора

Эра большого переделаУкраинское правительство обозначило в своих намерениях новую «фенечку» - устами министра развития общин и территорий Алексея Чернышова было заявлено, что страну разделят на 10 функциональных зон. Это-де позволит эффективно сосредоточить ресурсы, направленные на развитие регионов.


С учетом уже целого ряда ранее заявлявшихся инициатив разного рода по обустройству украинской территории, но так и не получивших эффективного воплощения в жизнь, можно уверенно констатировать: «А вы, друзья, как ни садитесь...» и далее по тексту всемирно известного классика и провидца на многие века вперед. Но это только небольшая преамбула к дальнейшему повествованию.

 

Наиболее масштабной и перспективной из заявленных реформ еще правительств Яценюка-Гройсмана была и остается реформа местного самоуправления. Пишу «остается» с неким все же затаенным смыслом – а вдруг ее еще не свернули и где-то в закоулках умов нынешних украинских младодемократов таятся светлые мысли о том, как обустроить образованные новые общины, то бишь громады для эффективного использования на благо пока остающегося в пределах границ государства Украина народа. Хотя с течением уходящего в небытие времени этих надежд практически нет. К тому же еще в конце прошлого года некоторые государственные функционеры как-то несмело, правда, заявляли, что реформа окончена успешно.

 

Деградация государственности

«Успешность» ее окончания характеризуется рядом факторов. Параллельно с как бы образованными (для эффективной организации местного самоуправления, заметьте) громадами переформатированы (в сторону укрупнения) райсоветы – с непонятными до конца функциями и источниками финансирования. Избраны вконец заполитизированные областные советы, в которых фракции управляются и спонсируются олигархами местного разлива разного рода уровня и достатка. По сути, реформа местного самоуправления свелась к организации феодального хозяйства в масштабах страны.

 

Такая длительная преамбула дает нам основания отчетливо увидеть, что система государственного управления страны находится в состоянии распада. Подтверждением этому может служить и тот факт, что государственные администрации в областях не контролируют ситуацию, руководить ими ставятся люди не то что не государственного уровня мышления, а управляемые ставленники тех же местных феодалов и функционеров то ли Офиса президента, то ли иных влиятельных управленцев. А областные советы могут месяцами не собирать сессии для утверждения жизненно важных для региона вопросов и никакой ответственности их руководители не несут.

 

Такое положение дел не могло быть во времена Леонида Кучмы, когда государственность была самой крепкой за период независимости Украины – несмотря на то, что именно в период его президентства вызрели и укрепились олигархи, растащившие позднее базовые богатства Украины. Деградация государственности всерьез пошла при Викторе Ющенко, обладавшим либеральным мышлением как в государственном, так и в экономическом аспекте организации страны. Свою лепту в процесс внесли и Янукович со товарищи -по части дерибана государственной собственности и отъема бизнеса у конкурентов, и Порошенко – по части сдачи интересов страны в целом западным партнерам.

 

Так что кивать на нынешнее молодое, незрелое по части понимания государственных интересов поколение, приведенное к власти, бессмысленно. Оно и не знает, как с этим управляться, и не в том состоит делегированная ему функция. А она очень проста: не мешать разрушению государственных институций в Украине, но поддерживать видимость порядка и служить проводником интересов тех структур, которые идут на смену государству как институту управления.

 

Капитал - за рамками

Это характерно не только для нашей страны, таковы мировые тенденции. Именно они позволяют нам понять то, что происходит в мире. Бывший шеф ЦРУ Ален Даллес утверждал, что человека легко обмануть фактами, но если он понимает тенденции, его не обманешь. А тенденции таковы, что государства на планете все больше теряют свои функции управления, передавая ответственность надгосударственным формированиям. Почему это происходит?

 

Во всем мире господствуют два функционала – государство (управление) и капитал (экономика). Первый организует жизнь людей внутри строго очерченной территории – со своими законами, социальными стандартами и т.д. Второй является базисом, показателем экономической самодостаточности державы. Проблема только в том, что в течение столетий, по мере развития межгосударственных связей и коммуникаций, интересы капитала вышли за рамки внутригосударственных интересов и стали определяющими.

 

Учитывая, что само понятие государства ограничивает неконтролируемое влияние капитала такими категориями, как правовые и политические институции, гражданское общество и образование, по-другому и не могло быть. Именно эти институции сегодня и демонтируются во всем мире. Можно много говорить на эту тему, но в подтверждение коротко приведу только примеры существования транснациональных корпораций, сетевых структур, влияния более узкого, но определяющего нашу жизнь фармакологического, а в последнее время и эпидемиологического сегментов.

 

Сегодня не ООН, не ВТО - структуры межгосударственных соглашений, а Всемирная организация здравоохранения - надгосударственное формирование задает повестку дня. И практически все государства с этим соглашаются. Процессы эти начались далеко не сегодня. Можно вспомнить и время образования ФРС, когда был дан старт всеобъемлющему инструменту межгосударственного влияния – доллару, и такому важнейшему инструментарию влияния на государства, как кредиты. И роль МВФ в этом вопросе как механизма организации контроля над слаборазвитыми странами. Но те времена прошли, и сегодня стоит вопрос о покорении крупных государств транскорпоратократией.

 

Скорлупа для монстра

Примерно с 2008 года процесс демонтажа государственных институций получил конкретное воплощение в документах под названием Транстихоокеанское торговое партнерство (ТТП), Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП) и Соглашение в области торговли услугами. Это три базовых документа, регламентирующие весь комплекс взаимоотношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности в мире, включая кредитно-денежную политику, судебно-правовую практику и инвестиционную деятельность, вопросы коммерческой тайны, информационные услуги, безопасность, образование и медицину.

 

Суть соглашений – в лишении института государства статуса игрока, который стоит над отношениями корпораций, в т.ч. межгосударственного уровня, и которого нельзя обанкротить. Эти договоренности предполагают наделить транснациональные корпорации правом игнорировать национальное право и политические институты управления, подотчетные местному гражданскому обществу, навязывая извне принятие законов и устанавливая правила национального общежития (ничего не напоминает сегодняшние реалии Украины?).

 

Втихую протащить подписание таких документов в Европе тогда не получилось, в частности, WikiLеaks выложил 17 секретных документов с положениями будущих соглашений. Возмутились многие влиятельные европейские политики, в т.ч. «Национальный фронт» Марии ле Пен во Франции и «Альтернатива для Германии». А приход к власти в США в 2016 году Дональда Трампа, ратующего за укрепление государственных институций, отложил реализацию этих проектов на целых четыре года. Но с приходом в Белый дом демократов-глобалистов, стоящих как раз на позициях, изложенных в ТТП и ТТИП, дискуссия о месте и роли государства в мире выходит на новый уровень.

 

Не случайно употребляю здесь термин «новый уровень дискуссии». Параллельно с возвращением в сферу довлеющего влияния в Америке демократов-глобалистов, на планете за это время произошли еще две трансформации, позволяющие обоснованно утверждать, что наднациональные структуры переламывают ситуацию в свою пользу, а государству предначертано деградировать и дальше. Это всепроникающая цифровизация и аспект коронавируса (независимо от того, привнесен он искусственно или вовремя подвернулся естественным путем).

 

Создание электронного государства («государство в смартфоне») в принципе демонтирует государственные властные институции. Простые примеры из жизни уже нашей страны – новые правила регистрации, владения и управления авто; упразднение трудовых книжек; приобретение товаров через Интернет; лечение и получение образования таким же образом, новая «фишка» украинского руководства - «суд в смартфоне» и т.д. И все эти «активы» человека можно легко обнулить одним кликом с мобильника - тому, кто имеет доступ к базам информации. И это уже не прерогатива государства.

Так что оно оказывается в этой ситуации лишь скорлупой, внутри которой вызревает монстр-птенец. Но монстр он лишь по отношению к самому государству, потому как нити управления им находятся далеко за его пределами.

 

«Убиение» прослоек

Становится вполне очевидно, что именно в такой ситуации находится сегодня Украина. За почти 30 лет независимости у нас взращено поколение, родства своего не помнящее. Меркантильность власти Кучмы и Януковича вкупе с продажностью Ющенко и Порошенко привели к рычагам государственного управления поколение политиков, не разбирающихся в основах властного управления и не мыслящих категориями защиты государственных интересов. Повторюсь, это не их вина и даже не беда – они-то бедой это не считают, просто таковы мировые тенденции, они их представляют и с удовольствием встраиваются в эти процессы.

 

Почему-то современный украинский политический бомонд считает, что мировая праволиберальная элита возьмет их в свою лодку обеспеченного будущего. Не понимая, что их рассматривают лишь как механизм установления контроля над отдельно взятой территорией. То, о чем здесь идет речь – демонтаж государства как такового в интересах узкой группы «хозяев мира», контролирующих глобальные структуры наднационального характера. Использование механизмов той же пресловутой пандемии - а штаммов коронавируса уже только у нас в стране насчитали пять штук, и число вакцин, соответственно, будет множиться – убивает малый и средний бизнес. А, значит, бывшие предприниматели – самая активная и мыслящая часть общества - будут превращаться в наемных работников и безработных.

 

Само собой, размоется прослойка государственных служащих, их роль нивелируется в процессе отмирания функций государства. Деградирующее во всем мире, не только у нас, образование, стагнация медицины приводят к дебилизации и апатичности и этого тонкого, интеллектуального слоя. Такое «убиение» мыслящей средней прослойки формирует широкий нижний слой рабски зависимого населения и верхнего тонкого слоя «хозяев жизни» вкупе с нанятыми управленцами - компрадорской буржуазией в каждой отдельно взятой стране. В Украине такие процессы запущены по полной программе.

 

Отнять и поделить?

Вопрос только в том, что значительная часть населения нашей страны живет еще в прошлом, где вопросы морали и нравственности, социальной справедливости и прав человека не являлись пустым звуком. И выразителем, и защитником их интересов выступало хоть зачастую и плохонькое, но все же государство. У которого были и пока еще остаются властные функции, подкрепленные Конституцией и законами отдельно взятой страны. Западные же подходы предполагают меркантильность и целесообразность, тем более о каких моральных прерогативах и нормах можно говорить, когда транскорпоративные интересы преодолевают любые межгосударственные границы.

 

Вспомним классическое выражение, приписываемое Томасу Джозефу Даннингу: «Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе шею, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хоть под страхом виселицы».

 

Учетная ставка Федеральной резервной системы уже много лет находится у нуля, но денег все равно в мировую экономику впрыскивается немерено. Вот США объявили, что ради спасения своей экономики вброшено в нее еще несколько триллионов долларов. Если эти деньги не обеспечены товаром – а мир в кредитах более чем на 10 лет вперед, то они уходят в финансовую мировую пирамиду. Это я к тому, что сегодня из реально выпущенных товаров ни 10%, ни 300% прибыли извлечь уже невозможно. Можно только отнять и поделить то, что произведено. Происходит как раз тот передел, а точнее, обнуление мировых активов, о котором Клаус Шваб писал в книге «Большая перезагрузка». И этот процесс идет уже на надгосударственном уровне.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция